Опубликовано: Пятница, 22 Февраля, 2019 12:47

Колонка редактора

Об авторе

  Никто не знает имена людей, которые изобрели колесо, нашли способ получения огня и выплавки железа. Возможно, такой же загадкой истории навсегда останется имя человека, совместившего на заре реформирования жилищно-коммунального хозяйства пресловутую аббревиатуру с конфуцианской мудростью: «ЖКХ - Живи, Как Хочешь».

 

     Шутка безвестного остряка в условиях ширящегося интернета за считанные месяцы превратилась в общенациональный мем, растиражированный миллионами пользователей социальных сетей, авторами блогов, профессиональными журналистами и провинциальными политиками.

Велик и могуч русский язык! Сочетание двух слов – «как хочешь»– может одновременно выражать и ощущение брошенности, обманутости, и… то самое чувство внутренней свободы, о которой в свое время говорил Конфуций, отец древнекитайской философии: «Живи так, Как Хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие».

    Могу без преувеличения сказать: мне как журналисту повезло – в самом начале 2008 года я сменил работу в «условнонезависимых» СМИ на должность пресс-секретаря в Архангельской сбытовой компании (ныне – ПАО «Архэнергосбыт»). Это было одновременно и очень интересное, и очень непростое время. Весь жилищный фонд Архангельска стремительно переходил из-под гнёта муниципальных учреждений и предприятий под управление частных УК – управляющих компаний. Владельцы большей части УК шли на жилищно-коммунальный рынок вовсе не для того, чтобы самоотверженно служить своим землякам. Скорее наоборот, целью было максимальное извлечение прибыли при минимальных вложениях труда и капитала.

   Одновременно с этим в Архангельской области, как и во всей России, обязательства по оплате электрической энергии, потребляемой общедомовым имуществом, по воле правительства РФ перекладывались с организаций, эксплуатирующих дома, на простых граждан.

   Методики расчета платежей за ОДП как по электричеству, так и по воде разрабатывались в Москве для неких эталонных потребителей, эталонных сбытовых компаний, эталонных домов и т.п. Безукоризненно красивые и простые формулы совершенно не учитывали, что в иных домах более половины квартир могут «сидеть» на символическом нормативе, но фактически потреблять в разы больше; что электроэнергию охотно крадут как простые граждане, так и владельцы нежилых помещений; что показания приборов учета работники и подрядчики УК могут снимать не одномоментно, а на протяжении недели-двух; что цифры в ведомость могут вписываться вообще с потолка; что показания прибора на вводе в дом работники сетевых компаний могут фальсифицировать в своих корыстных целях. То, что получалось на выходе формально правильных формул, подчас не стыковалось со здравым смыслом и совершенно не вписывалось в обыденные представления о справедливости. При наличии двух лампочек в подъезде добропорядочные потребители могли получать счета за ОДП, многократно превосходящие квартирное начисление. В то же самое время их соседи-алкоголики могли круглую зиму отапливаться низкоэффективными самодельными электрообогревателями, платить копейки по нормативу и даже дрова не покупать.

   Сотни письменных обращений, десятки ежедневных телефонных звонков, живое общение с людьми наглядно показали, что главной движущей силой реформирования ЖКХ является не государство, а Человек и никто другой. Уж такова жизнь и таковы люди: одни в экстремальной ситуации опускаются и гибнут как личности, другие наоборот – самореализуются и укрепляют свой общественный статус. Оказавшись в схожих ситуациях, жители различных домов вели себя совершенно по-разному. Одни трепетали перед соседкой-пьяницей, отапливающей квартиру ТЭН’ами («А что я ей сделаю? А она мне в лицо плюнет или дверь подожжет»); уходили, не солоно хлебавши, из своей УК, которая напрямую отвечает и за состояние приборного парка в подъезде, и за соблюдение в нём законности («А нас там... послали. А что толку туда обращения писать? Всё равно... пошлют»). Другие в считанные месяцы и соседей-расхитителей выводили на чистую воду, и управляющие компании заставляли вспомнить о своих обязанностях. Ведь иногда оказывалось достаточно одного коллегиального обхода, чтобы отключить от общедомовой электросети частную пекарню, сауну с бассейном и два тонарма. Люди формировали домовой актив, с которым не решалась спорить УК, собирали деньги и дружно приобретали для всего дома современные двухтарифные приборы учета, оснащали подъезды энергосберегающими источниками света. Единовременное вложение душевных сил и несущественной суммы денег оборачивалось многократной экономией.

   За прошедшее десятилетие многое изменилось. Компаний-однодневок на рынке ЖКХ стало меньше. Даже государство в какой-то степени вспомнило о либеральных рычагах регулирования коммунальной отрасли, ограничив начисления за то же ОДП величиной установленных нормативов. Но, увы, к радости недобросовестных дельцов-коммунальщиков не изжита еще особенность россиянина-провинциала, которую столичные журналисты называют «синдромом выученной беспомощности». Этот синдром выгоден и коммунальщикам (человек пойдёт туда, куда УК его пошлёт), и надзорным органам – верящий в свою беспомощность человек не создаст «лишней» работы.

    Чтобы Жить в многоквартирном доме так, Как Хочется, а не так, как УК скажет, достаточно не столько умом, сколько сердцем понять и прочувствовать, что жилец в доме – хозяин положения, а в отношениях с исполнителем коммунальных услуг – нанимающая сторона. Святое право нанимателя – отказаться от услуг недобросовестного работника. Во многих городах это уже обычное дело.

   В сентябре Правительство утвердило список грубых нарушений лицензионных требований, за которые УК можно лишить лицензии. В него среди прочего вошли: ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования, нарушение правил эксплуатации лифтов, задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев, несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, повлекших угрозу для жизни или здоровья жильцов дома.

Перечень пополнится еще на один пункт с 01 марта следующего года – нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания.

     В декабре кардинально изменился порядок проведения открытых конкурсов по отбору управляющих компаний многоквартирными домами и порядок временного управления МКД. Иными словами, наступивший год для многих УК может стать последним годом деятельности на рынке ЖКУ.

    Помочь собственникам и нанимателям жилья разобраться в хитросплетениях жилищного законодательства и в полном объеме реализовать свои права – одна из главных задач нашей газеты.

Мы, разумеется, не сможем дать ответ абсолютно на каждое письмо и на каждый звонок. Но при этом можем обещать, что ни один общественно значимый сигнал не останется без внимания. Ради этого и работаем.

 

Сергей САБАНИН, главный редактор.

gallery/автор_3456-1

Сергей Анатольевич Сабанин

В прошлом - пресс-секретарь
ПАО "Архэнергосбыт",
учредитель и главный редактор сетевого издания

"Энергосбыт. Архангельские новости",

корреспондент газеты "Правда Севера",

реадактор спец. приложения газеты

"Правда Северо-Запада",

главнй редактор газеты "Новодвинский рабочий",

в далёкие 90-е - работник АДС Новодвинского

МУП "Жилкомсервис".


Телефон редакции: +7(921) 495-00-81
строго с 10.00 до 13.00 в рабочие дни (пн. – пт.)

 

По указанному номеру можно отправлять фотографии и сообщения, используя сервисы WhatsApp и Viber

 

Telegram: https://t.me/commarkh

 

Е-mail: commarkh@google.com

 

Личный блог редактора: https://g1231.blogspot.com/

gallery/сайт_1_1